Так говорил Заратустра

Мнение о фильме «2001: Космическая Одиссея»

odyssey-01

Приготовьтесь к пафосу и восторженным рукоплесканиям, ибо по-другому писать отзыв о Кубриковской «Космической одиссее» я не в силах.

Мне понадобилось прожить четверть века, чтобы быть готовым лицезреть одно из величайших кинопроизведений в истории. С первых же кадров любой заядлый киноман оценит влияние открывающей сцены на дальнейшую поп- и кинокультуру. «Так говорил Заратустра» Штраусса как бы намекает нам на явление сверхфильма, который навсегда изменит кинематограф. Судите сами. Фильм вышел в 1968 году. Смотря его, я не мог ощутить хотя бы на секунду, что фильму уже почти 50 лет: широкий формат, планы, картинка, цвета, монтаж. На секунду даже хочется взгрустнуть, ведь многие современные фильмы, которыми ты восхищаешься – лишь отголоски картины Кубрика и все уже было придумано и реализовано в далеких 60-х годах. Но потом вспоминаешь, что это не просто фильм, а «сверхфильм» и даешь небольшую поблажку «свежим» картинам, ведь кто будет спорить с Богом о его могуществе?

Я не религиозный человек в общепринятом смысле, моя религия – это кино, и именно после просмотра я бы заявил, что узрел Бога. Да, черт подери, величие «Космической Одиссеи» меня поглотило полностью и бесповоротно.

odyssey-02

О музыке. Я наслаждался саундтреком: местами он меня пугал до усрачки, местами восхищал, местами раздражал (Вальс «На прекрасном голубом Дунае», который играет на подлете к космической станции, я использовал год назад в своем фильме и он меня достал при монтаже). Даже тишина, что часто заполняет сцены, тоже своего рода саундтрек, потому что создает атмосферу не хуже «Jupiter And Beyond» by Gyorgy Ligeti, играющей при появлениях Черного Монолита. Музыкальные решения в фильмах Кубрика всегда меня поражали – до того они смотрятся современно и креативно (или просто фильмы с тех пор так и не сделали шаг вперед?), а в «Космической Одиссее» этот инструмент воздействия на восприятие берет свой максимум; без музыки этот «сверхфильм» не был бы таким впечатляющим. И какое для меня было дикое удивление, когда я услышал одну из тем – «Gayane Ballet Suite» by Aram Khachaturian, играющую в моих любимых «Чужих» (1986) Кэмерона – в сцене с бегающим доктором Пулом по стенам круглой комнаты. Кстати, о «Чужих» (и не только) – во всех космических сценах ощущается влияние и революционный подход Кубрика к съемкам космических сцен. До него в кино использовали бешеную динамику при демонстрации звездных путешествий, а товарищ Стэнли взял и сделал наоборот – лишил звездолетов быстрых рассеканий по экрану, лишил космос звука и какой-либо динамики вообще (за исключением сцены с гибелью одного из персонажей). И что мы видим сейчас? Именно. Почти каждая картина на эту тематику использует те же самые приемы. Вопреки реализму у нас идут всевозможные «Стар треки» и «Звездные войны», но им простительно, ведь кому хочется наблюдать, как Энтерпрайз или Тысячелетний Сокол монотонно плывут в бесконечности? Хотя я бы поглядел.

А я напоминаю, что фильм вышел в 1968 году.

odyssey-03

О картинке. Кубрик славится своей любовью к панорамной съемке (апогеем которой стало «Сияние», разумеется), но меня больше всего поразили цветовые решения. Про революционные спецэффекты, которые даже сейчас не режут глаз я писать не буду, тут и так все понятно. Точнее не понятно, как у них это, черт подери, удалось? Ах, ну да. «Сверхфильм». Точно. Так вот. О цветовых решениях — за последние годы товарищи Николас Виндинг Рефн («Только Бог простит»), Гаспар Ноэ («Вход в пустоту», «Необратимость») и Дэнни Бойл («Транс») настолько сильно привили мне любовь к яркой картинке, переплетениям ядовитых цветов и обилием красного, заполняющего всю картинку, что «Космическая Одиссея» стала настоящей усладой для глаз. Опять же, возвращаясь к теме наследия, понятно откуда все эти европеюшки черпали вдохновение хотя бы разок. Ну и кислотный десятиминутный трип в финале фильма выше всяких похвал. Технически фильм также кажется очень «читерским», потому что сцены с хождением по стенам выполнены слишком качественно. А я снова напоминаю, что фильм вышел в 1968 году.

odyssey-04

О сюжете. Ну, тут я не скажу ничего нового. Философская притча о том, что человечество никогда не сможет найти свой максимум без «божественного» вмешательства. Мы все те же обезьяны, которыми движет насилие и жажда власти, что и миллионы лет назад. Переход кадра от летящего первого орудия убийства к космическому кораблю открывает картину гигантского прогресса человеческих технологий, а закрывает ее инструкцией по пользованию туалетом. А разговорчивый искусственный интеллект «ХЭЛ 9000» даже больше напоминает человека, нежели доктор Пул, который очень даже немногословен и предпочитает «живому» общению залипание в экранчики гаджетов. Знакомо, правда? Не стоит напоминать какого года фильм?

odyssey-05

Страшный и загадочный Черный Монолит привносит пугающую часть в картину. Только вот пугающим он является не столь из-за своего могущества, сколько из-за его неоднозначности. С одной стороны, Монолит дает толчок к развитию человечества и в финале приводит к созданию СверхЧеловека, а с другой – именно он породил насилие в разуме обезьян, а «Звездное дитя», созданное им, приведет к гибели Земли. У серии книг «Космической Одиссеи» есть продолжение, но я не уверен, хочу ли знать развитие сюжета, ведь именно эта неизвестность, что таит в себе Черный Монолит, завораживает и пугает одновременно.

odyssey-06

В одной рецензии прочитал интересную мысль о том, что сцена с костью — это ключевая сцена не только фильма, но и всего творчества Кубрика, потому что обезьяна становится убийцей, приобретя разум. То есть именно проявление человеческой жестокости и насилия — главная тема всех картин, созданных режиссером.

Подводя черту, стоит признать, что Стэнли Кубрик – самый настоящий Леонардо да Винчи кинематографа: великий художник и изобретатель, революционер в своем ремесле и настоящий гений.

P.S.: приближающийся «Интерстеллар» Нолана (который и стал основной причиной ознакомления со «сверхфильмом») стал еще более ожидаемым, если такое вообще возможно. Тема космоса не покидает меня последние несколько месяцев, надеюсь в ближайшие годы она сможет найти отражение в моем творчестве.

 

Максим Шишкин. Астана, 27.10.2014

1 комментарий к “Так говорил Заратустра

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.